Консультационный центр

План работы Консультационного центра МКД

Консультации для родителей

НОЯБРЬ

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении семьи (родителей, старших детей, сверстников – детей в группе детского сада), малыш не может не использовать коммуникативные навыки, т. е. свою речь.

Задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения. С рождения мама должна разговаривать со своим малышом, эмоционально откликаться на все его живые проявления, говорить о том, что его окружает и какие звуки вокруг него. Все минуты бодрствования ребёнка должны сопровождаться речью мамы, хорошо было бы включать музыку.

С помощью слова малыш имеет возможность высказать просьбу или недовольство, радость или удивление, задать вопрос взрослому или сверстнику.

Зачастую мама, находясь один на один с ребёнком дома, очень мало обращает внимание на первые звуки, которые произносит малыш, на то, как грамматически строится его речь, на сколько быстро идёт обогащение словаря. А это очень важно для полноценного и своевременного развития ребёнка.

На сколько рано начинает говорить малыш, целиком и полностью зависит от родителей – как они общались со своим младенцем, на сколько развита их коммуникативная культура, которую они способны передать своему ребёнку. Если в семье доброжелательная и спокойная обстановка – дома слышны слова любви, добра, нежности, взаимопонимания. Соответственно и интонация речи взрослых будет таковой. Если же постоянно ребёнок слышит громкую речь и ненормативную лексику – о культуре вообще нет речи, тем более, коммуникативной.

Ваша задача, уважаемые родители, продолжать те начинания, которые предлагает педагог в группе ясельного возраста: на забывать поздороваться со сверстниками, попрощаться перед уходом, поблагодарить взрослых после еды. С этих элементарных слов начинаем кроху приучать быть добрым и вежливым, культурным.

Обязательно по дороге домой с вашим малышом, не забывайте обсудить как прошёл его день, задавать вопросы, рассказывать о себе и других членах семьи. При этом терпеливо и внимательно слушая монолог ребёнка, нужно дать ему возможность высказаться. Также необходимо во время любого взаимодействия с ребёнком в повседневной жизни, сопровождать свои действия речью, грамотной, чёткой, доступной вашему малышу.

Таким образом, как будет говорить Ваш ребёнок, зависит полностью от вас – родителей. При этом необходимо взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов детского сада.

Консультация на тему: «Как телевидение влияет на детей»

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление – самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений… При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Вторая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Еще одна опасность телевидения — в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах — думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.

ЧТО И КОГДА СМОТРЕТЬ?

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видео продукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых — в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.

0 — 6 МЕСЯЦЕВ: ТАМ ЧТО-ТО ДВИЖЕТСЯ

Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2 — 3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором — нет. И малыши были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.

Совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.

6 — 18 МЕСЯЦЕВ: СЛЕПОЕ ПОДРАЖАНИЕ

В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем не менее, эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно, пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора — это определенный опыт. Однако до того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает — слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.

Совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.

18 МЕСЯЦЕВ — 3 ГОДА: ТРЕБУЮТСЯ ОБЪЯСНЕНИЯ

Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.

Совет: В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2 — 3-летний кроха все понимает, только потому, что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.

3 — 6 ЛЕТ: МАЛЫШ ПРИМЕРЯЕТ РОЛЬ ЭКРАННОГО ГЕРОЯ

Только к 3 — 4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм — это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.

Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже — с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Совет: Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику.

Профилактика аллергии у детей

Аллергия — это слово знакомо всем и каждому. Сейчас уже практически невозможно встретить человека, в семье которого, или в окружении не было бы людей страдающих от аллергии.

По исследованиям последних десяти лет, в развитых странах отмечается выраженный рост заболеваемости аллергией. В настоящее время аллергические заболевания занимают второе место после острых инфекционных заболеваний (ОРЗ). Особенно остро эта проблема касается детей, за последние 5 лет количество детей, страдающих аллергическими заболеваниями, увеличилось почти в 3 раза. На первом году жизни каждый третий ребенок страдает аллергическим заболеванием.

Атопический дерматит, одно из наиболее распространенных кожных заболеваний у младенцев и детей, начинается обычно в течение первых 6 месяцев жизни и нередко продолжается и во взрослом возрасте. Его еще называют: экзема, диатез, нейродермит. Для атопического дерматита характерны наследственная предрасположенность к аллергии, изменения высыпаний с возрастом, склонность к хроническому рецидивирующему течению. Атопический дерматит может быть связан с работой желудочно-кишечного тракта, в частности с незрелостью ферментативной системы. В таком случае он проходит в среднем до трех лет. Но примерно у половины детей с атопическим дерматитом с возрастом могут развиваться другие аллергические заболевания.

Аллергический ринит — заболевание слизистой оболочки носа, основой которого является аллергическое воспаление. Состояние ребенка похоже на простуду, но без температуры: прозрачный насморк или заложенный нос, зуд в полости носа, повторяющееся чихание. На фоне аллергического ринита тяжелее протекают и инфекционные заболевания, из-за того, что слизистая носа воспалена и не может выполнять защитные функции. Для таких детей характерны частые ОРЗ, длительные, тяжело поддающиеся лечению насморки. Аллергический ринит является фактором риска для развития бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма тяжелое хроническое заболевание, характеризуется периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья. Иногда такой диагноз ставят даже в тех случаях, когда у ребенка отмечается длительный сухой приступообразный кашель, который усиливается по ночам или при пробуждении. Бронхиальная астма относится к болезням с наследственной предрасположенностью и, как правило, развивается у детей, в семейном анамнезе которых отмечаются больные с аллергическими заболеваниями.

С возрастом у детей, как правило, появляются новые аллергические заболевания, а предыдущие могут или проходить, или сохранятся. Такое явление называется атопическим маршем. Атопический марш означает то, что «диатез» у детей может служить начальной стадией для развития других, более тяжелых форм аллергии – прежде всего, бронхиальной астмы.

На вероятность развития любого аллергического заболевания влияние оказывают наследственность и факторы окружающей среды. Так, если родители здоровы, то риск составляет от 10 до 20%, если у одного родителя есть аллергическое заболевание, то риск возрастает до 45-55%, а если аллергия есть у обоих родителей, то в 60-80% случаев ребенок будет иметь аллергическое заболевание. По-наследству передается склонность к аллергическим заболеваниям, а не само заболевание. Так, если кто-то из родителей болеет атопическим дерматитом, или у него была аллергическая сыпь на цитрусовые, то у ребенка возможны и другие аллергические заболевания. И наоборот, если у кого-то из родителей бронхиальная астма, то ребенок не обязательно будет болеть именно астмой, хотя шансы иметь бронхиальную астму высоки.

Всем известно, что болезнь лучше предупредить, чем лечить. Вот именно этим и занимается профилактика. Основная задача профилактики – снизить риск возникновения аллергии или, по-возможности, уменьшить и отсрочить ее клинические проявления. Профилактику аллергических заболеваний у детей нужно начинать не то что до рождения, а в идеале, даже до зачатия. Особое внимание нужно уделить трем основным моментам: состоянию здоровья мамы, ее питанию и бытовым условиям.

Если будущая мама имеет какое-то аллергическое заболевание, особенно если это бронхиальная астма, то она еще до беременности должна быть осмотрена аллергологом. Врач определит, в каком состоянии находится заболевание – в ремиссии или обострении. При обострении, необходимо будет пройти курс лечения. Лучше, если беременность наступит в состоянии ремиссии аллергического заболевания.

Во время беременности будущая мама так же должна наблюдаться аллергологом, чтобы вовремя отслеживать изменения, проводить необходимые обследования, при необходимости, скорректировать лечение. Многие мамы бояться принимать лекарства во время беременности, переживая, что это может навредить малышу. Но обострение заболевания более опасно для здоровья малыша, чем адекватное лечение, которое может получать мама.

Важно соблюдение гипоаллергенной диеты, особенно во второй половине беременности. Не имеет значения, какой формы аллергия у беременной женщины. Даже если не было именно пищевой аллергии, стоит ограничить продукты с высокой аллергенной активностью: цитрусовые, мед, клубнику, орехи, шоколад, помидоры, ананасы, копчености, икру, консервы, рыбу, морепродукты, курицу.

После рождения ребенка одним из важнейших профилактических мероприятий является грудное вскармливание. Если мама кормит ребенка грудью хотя бы до 6 месяцев, то это снижает риск развития бронхиальной астмы у ребенка в 2 раза.

При высоком риске аллергических заболеваний, если мама сама страдает каким-то аллергическим заболеванием, то ей необходимо соблюдать более строгую гипоаллергенную диету для кормящих мам, которая предполагает:

исключение цельного молока и творога;

ограничение кисло-молочных продуктов;

исключение облигатных пищевых аллергенов (мед, орехи, шоколад, кофе, какао, яйца, морепродукты, цитрусовые, красноокрашенные овощи и фрукты, острые, пряные блюда, копчености, готовые продукты с консервантами, красителями, ароматизаторами и усилителями вкуса);

ограничение сладкого.

Если же грудного молока не хватает или его нет вообще и необходимо назначение смеси, то она должна быть подобрана врачом, с учетом состояния здоровья ребенка.

Кроме того необходимо исключить контакт ребенка и с другими аллергенами, т.е. наладить гипоаллергенный быт. Основные бытовые аллергены, с которыми нужно бороться:

домашняя пыль, особенно книжная, лучше убрать открытые книжные полки

споры плесневых грибов – чаще всего грибковые колонии находятся в ванной, туалете, кухне, в цветочных горшках.

клещи домашней пыли, которые размножаются в постельных принадлежностях, матрасах.

продукты жизнедеятельности тараканов

бытовая химия, аэрозольная косметика

табачный дым

Постель ребенка не должна содержать кокосовой стружки (часто бывает в матрасах), пера, пуха, шерстяных вещей (одеяло), морских водорослей, гречишной шелухи (частый компонент подушек). Влажную уборку необходимо проводить ежедневно, в отсутствие ребенка дома (в комнате). К сожалению, большинство домашних животных плохие соседи аллергику. Частички шерсти, пуха, эпидермиса, корма для рыбок или птичек – все это сильные бытовые аллергены.

Более подробные рекомендации о методах борьбы, вы можете прочитать в статье «Аллергены вокруг нас».

Важная роль в профилактике аллергии отводится разумной вакцинации, которая должна выполняться на фоне полного здоровья, с терапией сопровождения, которую назначит врач.

На первый взгляд, выполнение этих рекомендаций кажется не самой простой задачей, но на карту поставлено детское здоровье. Именно правильные действия родителей могут снизить риск возникновения аллергических заболеваний у детей.

Если заболевание все же развилось (как правило, сначала это кожные проявления аллергии), то необходима консультация аллерголога и назначение лечения, для того чтобы предотвратить переход аллергии в более серьезные формы.

Профилактика йододефицита

Зачем он нужен?

Йод – это микроэлемент, который непосредственно участвует в синтезе гормона щитовидной железы – тироксина, на создание которого идет до 90 процентов потребляемого с пищей йода.

Тироксин (а, следовательно, и йод) контролирует и усиливает интенсивность обмена веществ: водно-солевой обмен, обмен белков, жиров и углеводов. А еще он регулирует теплообмен в организме, деление и рост клеток, работу печени и сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, именно от этого гормона зависят состояние нервной системы, эмоциональное состояние человека и его психологическое здоровье.

Если йода не хватает

Если вместе с пищей поступает недостаточно йода, щитовидная железа вырабатывает мало тироксина. Такое состояние называется гипотиреозом или йододефицитом.

Чаще всего первым на недостаток йода реагирует нервная система: человек становится забывчивым, у него снижаются внимание и реакция, появляется раздражительность, сонливость и дело иногда доходит даже до депрессии.

Кроме того слабеет иммунитет, в организме застаивается жидкость, у женщин нарушается менструальный цикл, и может развиться бесплодие. Появляются проблемы с сердцем и сосудами: аритмия, повышение давления, снижение уровня гемоглобина в крови.

Повышается масса тела, ведь тироксина слишком мало для того, чтобы процесс расхода энергии шел нормальным путем, и она откладывается в виде жировых запасов. Если вы полноценно питаетесь и много двигаетесь, но не можете избавиться от действительно лишних килограммов, стоит обратиться к эндокринологу – замедленный обмен веществ иногда оказывается одним из признаков йододефицита.

Если дефицит йода не восполняется долго, ткани щитовидной железы начинают разрастаться, пытаясь компенсировать недостаток производства тироксина количеством клеток. Такое увеличение щитовидной железы называют зобом.

Страны мира, где нет дефицита йода (данные на 2010 г.) Страны мира, где йодный дефицит — серьезная проблема (данные на 2010 г.)
США Конго
Канада Бангладеш
Австралия Боливия
Страны Скандинавии Афганистан
Швейцария Таджикистан

Для кого йододефицит опаснее всего?

Особенно опасен йододефицит для беременных женщин: беременность может прерваться преждевременно, а малыш родиться мертвым или с серьезным пороком развития – кретинизмом.

Не менее тяжело переносит недостаток йода растущий организм детей: они начинают отставать в умственном и физическом развитии. Как правило, это замедление роста тела и нарушение восприятия информации и речи.

Как пополнить дефицит йода?

Больше всего йода содержится в морепродуктах: в морской капусте его встречается около 220 мг на 100 г, а в креветках — 150 мг на 100 г.

В мясе, молоке и молочных продуктах содержание йода всего 7–16 мкг/ 100 г.

Содержание йода в продуктах растительного происхождения зависит от его содержания в почве. При природном дефиците йода на территории Тюменской области содержание его в растительных продуктах крайне мало.

И в питьевой воде в большинстве регионов нашей страны йода также совсем мало – 0,2–2 мкг/л.

При явном недостатке йода в рационе врач-эндокринолог может назначить специальные витаминно-минеральные препараты, содержащие йод. Нельзя начинать их прием бесконтрольно – тип препарата и его дозировка подбирается только после развернутых анализов.

Для того, чтобы обогатить рацион йодом, сейчас выпускаются специально маркированные пищевые продукты, в которые добавляется от 10 до 30 процентов суточной нормы этого микроэлемента.

Наиболее популярный среди них – йодированная поваренная соль, в которой содержится около 45 мкг/г йода. Если использовать ее в пищу вместо обычной соли, можно получить всю суточную норму йода.

Что надо знать о йодированной соли?

Информация о добавленном йоде должна содержаться на упаковке соли. Соль «морская», «ископаемая», «фито», «с витаминами» достаточного количества йода не содержат.

В настоящее время для йодирования соли используется йодат калия – устойчивое соединение, которое не влияет ни на цвет, ни на вкус продуктов.

Использование йодированной соли для профилактики йоддефицитных заболеваний имеет то неоспоримое преимущество, что ничего не надо делать специально. Просто вместо обычной соли везде, где можно, используют соль йодированную (к тому же стоимость йодированной поваренной соли практически не отличается от нейодированной).

«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста»

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.

Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

       Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку  полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.

Совместная деятельность взрослого с ребёнком  помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие  или найти  живые, доступные для ребёнка поводы  для общения.  Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.

2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.

3. Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.

4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.

6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.

  Опыт работы с детьми показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.

С помощью этих игр у детей:

-снимаются телесные зажимы;

-происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

-активизируется внимание;

-проявляются навыки правил поведения;

-повышается самооценка.

Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом.

Неоценимую услугу в этом окажут коммуникативные игры для детей раннего возраста. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.

Рассмотрим несколько игр, направленных на формирование навыков общения у детей:

1. Игра «Ласковое имя». Дети становятся в круг, в центр которого выходит каждый из них поочередно. Остальные дети с помощью воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка, находящегося в центре круга; 2. Игра «Кто к нам в гости пришел?», способствует формированию самоуважения у детей, развитию доброжелательного отношения к другим детям. Взрослый договаривается с двумя-тремя детьми о том, каких животных они будут изображать, затем они по очереди входят в круг, остальные дети должны догадаться, какой зверек пришел к ним в гости;

3. «Дракончик ловит свой хвост» — отличная коммуникативная игра для детей. Она способствует сплочению группы. Дети становятся «паровозиком», держась за пояс впереди стоящего. Под звуки музыки первый участник (голова дракона) пытается поймать последнего (хвост дракона), остальные крепко держатся друг за друга;

4. Игра «У птички болит крылышко» формирует у детей любовь к окружающим. Один ребенок изображает больную птичку, он грустит, ложится на коврик, остальные дети по примеру воспитателя по очереди стараются утешить ее, поддержать ласковыми словами;

5. Игра «Кто лучше разбудит» способствует проявлению своих чувств. Один ребенок изображает спящую кошечку, остальные дети пытаются ее разбудить разными ласковыми и нежными словами и прикосновениями. В конце игры дети решают, чей способ разбудить кошечку был самым лучшим; 6. Игра «Звериное пианино» развивает умение сотрудничать. Дети присаживаются на корточки в ряд, взрослый раздает карточки с изображением различных животных и, затем дотрагиваясь до головки каждого ребенка, изображает игру на пианино. Дети при этом воспроизводят голоса животных, изображенных на карточках.

В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели и родители.

Памятка для родителей

Подготовила учитель – логопед ТренинаА.В.

Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком.

Словарь и словообразование.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья, цветы, продукты, транспорт, инструменты, бытовая техника, спортивный инвентарь, рабочие машины, ягоды, птицы, грибы, рыбы, головные уборы, профессии, музыкальные инструменты, насекомые, оружие, настольные игры, школьные принадлежности. Кроме того, первоклассник должен подобрать приблизительно 5 слов к каждому обобщающему слову.

«Назови одним или двумя словами» (обобщающие понятия).

Овца, собака, жеребенок, свинья это —  …(домашние животные).

Трактор, комбайн, экскаватор, подъемный кран — …(рабочие машины).

Вертолет, лодка, трамвай, велосипед — …(транспорт) и т. д.

«Подбери нужные слова» (словарный запас).

Предлагаем ребенку подобрать как можно больше слов, подходящих по смыслу к данному:

Головные уборы это — … платок, шляпа, фуражка, кепка, панамка.

Профессии – маляр, врач, архитектор, бухгалтер, учитель.

«Упрямый ребенок» (антонимы).

Предлагаем назвать слова, противоположные по смыслу, т. е поиграть в упрямого мальчика (девочку). Желательно использовать слова разных частей речи:

добрый — …злой,

толстый — …тонкий,

смелый — …,

густой — …,

высокий — …,

ссориться – мириться,

наливает — …выливает,

день — …ночь и т. д.

«Назови похожее слово» (синонимы).

Просим подобрать к данному слову, близкое по смыслу, похожее слово:

Веселый — … радостный

труд — …работа

бурлит — …кипит,

неряшливый – неаккуратный, неопрятный

пламя — …огонь и т. д.

«Назови 5 слов признаков» (признаки предметов).

         Показываем картинку или натуральный  предмет и просим назвать 5 его признаков:

Яблоко какое? Красное, сочное, сладкое, спелое, вкусное.

Платье какое? Детское, шелковое, чистое, пышное, модное.

Дерево какое? Ветвистое, высокое, зеленое, стройное.

Стол какой? Компьютерный, деревянный, удобный, новый и т. д.

«Что это? Кто это?» (словарь).

Длинная –… дорога, лента.

Холодный —  …квас, родник, день.

Колючий — …ёж, коврик.

Круглый – помидор, мяч, стол.

«Если…, то» (словообразование относительных прилагательных).

Если шишка от ели, то она какая?… еловая

Если дом из кирпича, то он какой?… кирпичный

Если мяч из резины, то он какой?…

«Продолжи предложение» (образование качественных прилагательных).

Волка за жадность называют …жадным.

Медведя за силу называют …сильным.

Лимон на вкус…

«Чей? Чья? Чьё?» (словообразование притяжательных прилагательных).

Для создания интереса можно использовать картинки в книгах, закрывая части тела животных.

Хвост собаки чей? …собачий

Грива лошади чья?…лошадиная

Нос льва чей?…

Ружье охотника чьё?

«Один – много» (образование множественного числа существительных именительного падежа).

Инструкция: «Я назову один предмет, а ты — когда их много:

Окно — …окна,

ухо – уши,

стул — …,

друг -…и т. д.

 «Много чего?» (образование множественного числа существительных родительного падежа).

Предлагаем ребенку продолжить предложение, используя слово много:

Помидор, а …много помидоров.

Одна лошадка, а …много лошадок.

Одно яблоко, а …много …и т. д.

«Назови ласково, по – доброму» (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

Предлагаем ребенку назвать данное вами слово по- другому, т. е. ласково, по-доброму».

Щенок – щеночек

Зима – зимушка

Скворец – скворушка и т. д.

 «Он — она» (словообразование слов с суффиксами иц, ниц).

Инструкция для ребёнка: Я назову слово в мужском роде, а ты – в женском:

ученик – ученица

учитель — учительница

школьник – школьница

воспитатель — воспитательница       

Грамматический строй речи.

«Составь предложение».

Ребенку предлагается один раз послушать «неправильное» предложение и составить верное:

Дети, гулять, парк.                          Дети гуляют в парке.

Аквариум, рыбка, плавать.             Рыбка плавает в аквариуме.

«Считай предметы» (согласование существительных и числительных).

Предложите ребёнку пересчитать предметы по вашей инструкции, например от  2 до 6, от 5 до 10.

Два танка, три танка, … шесть танков

Пять яиц, шесть яиц, … десять яиц и т. д.

«1-2-5» (согласование существительных и числительных).

Предложите ребёнку пересчитать предметы по схеме 1, 2, 5.

Одна рыбка, две рыбки, пять рыбок.

Одно яйцо, два яйца, три яйца.

«Жадина» (согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с существительными)

Инструкция для ребёнка: «Представь, что ты жадный мальчик

(девочка). Я буду называть предметы, а ты подбирай к ним слова  мой, моя, моё, мои.

Пальто – моё пальто, конфеты – мои конфеты, танк – мой танк.

Языковой анализ и синтез.

«Посчитай, сколько слов» (анализ предложений на слова).

Называем предложения, состоящие из 2, 3, 4 слов и просим посчитать количество слов:

Машина едет.

День был теплый.

Около дома росла высокая береза и т. д.

«Подели на части» (слоговой анализ и синтез).

Предлагаем поделить слова на части, слоги. Можно предложить «отхлопать» данные слова.

Дом, мак, утка, рама, малина, ракета и т. д.

«Слоги перепутались».

Взрослый называет «запутаннее» слово, а ребёнок должен догадаться, как его произнести верно:

Машроки – ромашки

Скороводка – сковородка

Смакейка – скамейка

Расафан – сарафан

 «Назови первый (последний) звук» (звукобуквенный анализ).

Первый и последний звуки произносим утрированно: брат, страх, сок и т. д.

«Сколько всего звуков?» (звукобуквенный анализ и синтез).

Просим посчитать количество звуков в слове. Допустимо считать звуки, используя пальцы:

рак, мох, сом, крот, сумка и т. д.

«Слово рассыпалось» (звукобуквенный синтез).

Инструкция: «Слово рассыпалось на звуки, собери его»:

 к, о, т – кот

м, а, к – мак        р, у, к, а — … и т. д.

ОКТЯБРЬ

СЕНТЯБРЬ

АВГУСТ

ИЮЛЬ

ИЮНЬ

МАЙ

Как активизировать речь детей

Как развивать речь играя

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми

Что должен уметь ребенок перед детским садом — 4 полезных совета.

Каждый ребенок пойдет в детский сад, и то, как он воспримет новую для себя обстановку волнует многих родителей. Посещение детского сада – чрезвычайно важный период в жизни маленького ребенка. Волнуясь за него, любящие родители должны как можно лучше подготовить своего кроху к новым условиям, сформировав у него элементарные навыки самообслуживания.

Как сформировать 4 необходимых навыка, облегчающих адаптацию ребенка к детскому саду?

Посещение детского сада почти для каждого малыша сопряжено с огромным стрессом, поскольку привычный для него уклад вдруг радикально меняется. Он попадает в совершенно иной мир с новыми требованиями, распорядком дня, непривычной обстановкой, едой и занятиями, с незнакомыми людьми. В этом мире нет самого главного человека – любимой мамы, которая всегда утешит и придет на помощь. Здесь маленький человечек со всем должен справляться самостоятельно. Специалисты рекомендуют начинать подготовку к детскому саду за несколько месяцев до начала посещения. Легче всего проходят адаптацию к условиям детского сада те ребятишки, у которых ответственные родители развивали навыки самостоятельности с самого раннего возраста, поощряя их совершенно естественную потребность делать все по мере своих маленьких сил. 

Учим малыша самостоятельно одеваться

Этот навык окончательно формируется к трем годам, если родители, активно помогая, неустанно поощряют желание ребенка самостоятельно справляться с нелегкой задачей натягивания непослушных штанин и рукавов.

Интерес к самостоятельному одеванию необходимо поддерживать постоянно, награждая похвалой даже самую незначительную попытку своего крохи. Он пытается самостоятельно подтянуть штанишки, встав с горшка? Непременно похвалите! Его маленькие пальчики еще так слабы, он еще только учится владеть ими, пытаясь ухватить и застегнуть крохотную пуговичку, натянуть носочек — хвалите и поощряйте каждую инициативу, не акцентируя внимание на неудачах. Только в этом случае малыш приобретет уверенность в своих силах, не страшась возможных ошибок; Важно научить малыша раздеваться так, чтобы не возникло необходимости выворачивать его одежку перед следующим одеванием, ведь чаще всего маленькие дети не снимают, а стягивают ее с себя, выворачивая наизнанку. Это – очень важный момент, требующий ежедневной тренировки. Для этого необходимо приучить малыша одеваться и раздеваться, сидя на своем стульчике. Чтобы правильно снять колготки, кроха должен встать перед ним (спиной к сиденью) и спустить их ниже уровня колен. Сев на стул, малыш одной рукой должен ухватить пятку чулка, а другой – его носок и поочередно – один после другого – стянуть чулки с ног. Чтобы кроха усвоил эту «премудрость», необходимо несколько раз продемонстрировать и объяснить ему, где у колготок швы, пятка, носок и резинка. Не менее важно научить малыша правильно класть колготки на спинку стула: резинка должна быть у края стульчика, а центральный шов – сверху. Научив ребенка брать колготки за резинку двумя руками (и не баловаться, поворачивая их в руках), родители обеспечат ему возможность беспроблемного их надевания, поскольку каждый чулок окажется у нужной ноги; Отправляя ребенка в детский сад, необходимо отдать предпочтение одежде, которая легко снимается и надевается: кофта в этом случае более предпочтительна, чем свитер, неразъемная молния лучше, чем пуговицы. Обувь малышей должна быть снабжена липучками, а не шнурками. Чем менее сложными будут застежки – тем легче для крохи.

Формируем гигиенические навыки

Привычка мыть руки после прогулки и перед каждым приемом пищи должна воспитываться у ребенка с раннего детства. Чтобы малышу было удобно, необходимо создать для этого соответствующие условия. Специальная устойчивая скамеечка позволит ему без проблем дотягиваться до крана, а индивидуальное полотенце, повешенное на доступной для малыша высоте, даст ему возможность самостоятельно вытирать чистые ладошки. Перед мытьем рук необходимо приучить ребенка закатывать длинные рукава. Процесс, сопровождаемый забавными потешками, поучительными стихами и песенками, создаст атмосферу непринужденной игры, в ходе которой малыш научится тщательно намыливать ладошки, мыть их круговыми движениями пальцев, тщательно смывать мыльную пену под струей проточной воды. Чистые ручки малыш должен вытереть полотенцем. В конце процедуры обязательно следует похвалить кроху за проявленное усердие. Если выполнять ее изо дня в день, после прогулки малыш сам будет напоминать маме о необходимости мытья рук; Малыш, поступающий в детский сад, должен быть приучен к горшку или унитазу: вовремя снимать штанишки, самостоятельно садиться на горшок, уметь пользоваться туалетной бумагой. К этому возрасту ни о каких подгузниках не может быть и речи: малыш должен обходиться без них.

Учим ребенка самостоятельно принимать пищу

Вопрос о том, когда давать малышу ложку, каждая мама решает в индивидуальном порядке, наблюдая за его поведением. Если ребенок (обычно годовичок) проявляет инициативу и требует – значит, такой момент настал. Каша (размазанная по столу, лицу и части окружающего интерьера) недолго будет попадать не по назначению: в очень скором времени кроха научится есть довольно-таки аккуратно.

Двухлетнего малыша можно научить немного наклоняться над тарелкой, чтобы не испачкать стол и одежду; Необходимо учить его пользоваться бумажными салфетками. Если в присутствии малыша другие члены семьи будут подавать ему хороший пример, он быстро поймет, что для вытирания испачканных пищей рук и лица салфетка подходит больше, нежели собственная одежда. Разумеется, вазочка с салфетками всегда должна находиться на его столе; Для ежедневного кормления у ребенка должна быть отдельная мебель (маленький стол и стульчик), подобранная в соответствии с его ростом, а также удобная и безопасная посуда. Тарелки должны быть устойчивыми, ложки – небольшими, а чашки должны иметь ручки, удобные для маленьких пальчиков (читаем о первой посуде для ребенка); Даже маленького ребенка можно привлекать к сервировке обеденного стола: он может расставить тарелки, разложить столовые приборы и салфетки. Полученный навык он сможет использовать во время дежурства по столовой, помогая нянечке в детском саду; Периодическое высаживание малыша за общий семейный стол, как правило, способствует улучшению аппетита, стимулируя желание есть самостоятельно, «как большой».

Закрепление навыков самостоятельности через развивающие игры

Все отрабатываемые у малышей навыки лучше всего усваиваются, если подаются в занимательной игровой форме. Это касается любых режимных моментов. В процессе сборов на прогулку можно читать малышу забавные маленькие стихотворения, обыгрывающие все этапы обувания и одевания малыша. Создавая у него радостное настроение, они способствуют желанию самостоятельно справиться с нелегкой, но такой важной задачей; Даже рутинный процесс мытья рук силой художественного слова можно превратить в захватывающий ритуал. Потешка-напоминалка напомнит крохе о необходимости закатать рукава, а под звуки веселого стихотворения можно не только чисто вымыть ладошки, но и весело похлопать в конце, демонстрируя качество мытья; Полученные навыки можно закрепить в ходе ролевой игры с куклой. Пусть малыш покажет кукле, пришедшей с прогулки, как следует мыть лицо и руки, как пользоваться приборами во время еды, вытирать рот салфеткой. Очень полезны манипуляции с кукольной одеждой. Раздев куклу, малыш может аккуратно повесить ее одежду на крохотный стульчик. После «тихого часа» куклу можно будет одеть и отправиться с ней на прогулку. Все приобретенные навыки обязательно пригодятся ребенку в детском саду, ведь он сможет самостоятельно занять себя игрой в кукольном уголке; Для развития мелкой моторики можно предложить крохе своеобразный «тренажер», выполненный умелыми мамиными руками. К плотному куску сукна можно пришить всевозможные застежки: молнии, липучки, ремешки с пряжками, пуговицы с петлями, ленточки, кнопки и крючки. Расстегивая и застегивая, развязывая и завязывая все эти хитроумные завязки и застежки, малыш будет тренировать свои неловкие пальчики и приобретет полезный навык, который пригодится ему при самостоятельном одевании.